Одним из эффективных методов расширения и глобализации образовательного пространства в современном мире является развитие системы дистанционного образования. То есть о возможности реализации образовательного процесса в условиях, когда обучающиеся удалены от учебных центров и используют для взаимодействия современные информационные и телекоммуникационные технологии. Развитие телекоммуникационных сетей и снижение стоимости предоставляемых услуг создают условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой обучения — в первую очередь, для граждан из стран с развитой ИТ-инфраструктурой. Они получают возможность повышения уровня общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных учебных заведениях, не прекращая других видов своей деятельности.

Дистанционное образование незаменимо для школьного образования во время карантина или заболевания школьников. Не говоря уже о самообразовании студентов в высших учебных заведениях, где освоить программу можно, не выходя из дома. В Харькове официально презентована система дистанционного обучения «Доступное образование». Презентация состоялась в рамках II Городской педагогической конференции «Информатизация образования – приоритетное направление развития системы образования Харькова». В рамках программы подготовлены более 100 специалистов для системы дистанционного обучения.

19 февраля 2010 года в Киеве прошла презентация первого электронного учебника, специально разработанного под школьные нужды фирмой PocketBook. Он в карман не поместится – размером фактически с лист А4, экран – 9,7 дюймов (около 25 см.) в диагонали, весит около полукилограмма. Стоит – 400 долларов. Партию таких учебников в 2010 учебном году выдавали 10-классникам столичного колледжа им. Сухомлинского. Они «участвовали» в его разработке – тестировали и более ранние версии.

Вопросом выхода электронных книг в школах за рамки единичных экспериментов занимался киевский Институт инновационных технологий и содержания образования. Там разработали подробный план проекта.

Проекту «Электронная книга – образованию» необходима разработанная и утверждённая государственная программа внедрения. Кроме того, внедрение электронных учебников потребует корректировки законодательства. Разработкой новых и изменением действующих законодательных актов, по мнению спеиалистов, должны заняться Министерство здравоохранения, Министерство промышленной политики и Министерство финансов.

Начать широкомасштабный пилотный проект, считают специалисты, возможно с I квартала 2011 года. Проект предполагает тестирование «ридеров» школами разных регионов страны и различными научно-исследовательскими учреждениями – Институтом психологии им. Г.С. Костюка, Институтом гигиены и медицинской экологии им. О.М. Марзеева, и другими.

Эти предложения поданы на рассмотрение Кабинету министров Украины. Если правительство их поддержит - Министерство образования и науки займётся проектом.

Хотя и положительных моментов и достаточно много: поиск по тексту, количество информации, настройка размера шрифта, небольшой вес, воспроизведение аудио, оперативное обновление и т.д.,  но по проекту внедрения электронных учебников существует двоякое мнение.  Считают, что book reader не является школьным устройством. Главная претензия — у него нет возможности отображения цвета, и изучать историю, географию, анатомию, где много иллюстраций, карт, невозможно.

Но не нужно забывать самого главного в сфере IT-технологий, что всё движется к усовершенствованию и развитию. И существующие недочёты в book reader в ближайшем будущем будут исправлены.

В то же время, и в Европе ситуация менее однозначна — электронное книгоиздание поддерживают далеко не все. Это не удивительно, ведь согласно последним исследованиям, уже сейчас британские школьники знают о глобальной Сети гораздо больше, чем об обычных книгах.

По мере перевода образования на виртуальные «рельсы», получают достаточно широкое распространение электронные книги и учебники. Всем нужна учебная литература и источники для подготовки письменных работ, и в этих целях электронная книга (e-book), позволяющая производить поиск или копировать текст в редактор, гораздо удобнее обычных книг и ксерокопий.

К электронным книгам относятся: online (диалоговые) - версии книг и offline (автономные) – версии книг. Оnline книги просматриваются непосредственно в Интернете, а offline книгу перед просмотром необходимо скачать  сначала загрузочный файл с расширением .exe, затем установить на персональный компьютер.

Некоторые из электронных книг имеют графические виртуальные обложки. Кроме того, они широко используются в различных электронных библиотеках технической, научной и художественной литературы, а так же продаются в Интернет-магазинах и предлагаются бесплатно сайтами-библиотеками. Спросом пользуются специализированные e-book (учебники, научная и техническая литература), руководства, инструкции, книги, посвященные бизнесу, информатике, компьютерным сетям, программированию и аппаратным средствам компьютеров, а также рефераты, дипломные работы, многофункциональные электронные словари, справочники, энциклопедии и так далее. Для создания e-book используются различные форматы представления информации, такие как: TXT, RTF, DOC, HTML, CHM, EXE, PDF, DjVu, FB2 и прочие.

Процесс информатизации образования сегодня все больше затрагивает сферу бизнеса — ввиду высокой динамики развития рынка информационных технологий и потребности ИТ-специалистов соответствовать происходящим изменениям. Как показывают исследования, дистанционное обучение вызывает больший интерес со стороны специалистов в области электронного бизнеса. Работники данной сферы, как правило, являются наиболее подготовленной к обучению в онлайновой среде аудиторией. В целом все большее количество компаний начинают использовать возможности интернета для повышения квалификации своих сотрудников.

 

 

 

 

Про автора: Мірошниченко Юлія – викладач кафедри художньо-комп’ютерної графіки Луганського державного інститута культури і мистецтв{jcomments on}