Вторая половина XX века, связанная с интенсификацией выпестованного новоевропейской культурой научно-технического прогресса, оказалась отмеченной информационной революцией (60 – 80-е гг.), на основе которой сформировался феномен современной модернизированной культуры и в наиболее высокоразвитых странах (США, Евросоюз, Япония) вызрел новый исторический тип социокультурной реальности – информационное общество.      

Научно-техническим основанием информатизации стало создание в 50-х гг. XX столетия (на базе научных разработок в области радиотехники и электроники) и широкое применение в исследованиях, производстве и управлении новых электронно-вычислительных машин. Это было началом передачи технике логических функций человеческого мышления. С появлением ЭВМ (ставших технической подоплекой кибернетики) начинается история технических средств, выполняющих наиболее сложные функции производительной деятельности человека – функции принятия решений. На базе программно-управляемых ЭВМ в 70-х гг. XX века были созданы компьютерно-информационные (микропроцессорные) технологии, оказавшие революционное влияние на социокультурную жизнь, причем в глобальном масштабе. Информатизация современного общества как раз и оказалась связанной с широким внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с технически совершенными средствами связи или коммуникации.
В наиболее технически и экономически высокоразвитых странах мира был создан новый – информационно-индустриальный комплекс, который включает: электронно-вычислительное машиностроение, микроэлектронную промышленность, массовое производство электронных средств связи и самого разнообразного бытового оборудования; этот современный комплекс отраслей промышленности и сервисной сферы услуг ориентирован на информационное обслуживание как общественного производства, так и личного потребителя.

Компьютерно-информационные технологии, которые американский социолог А.Тоффлер номинировал «интеллектуальными», стали уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности человека. Если связанные с НТП средства механизации и автоматизации производительной деятельности касались сферы материального труда человека, заменяя работу его рук, то информатизация (на основе ЭВМ и компьютеров) затронула сферу человеческого мышления, интеллекта; так, начинаются научные разработки в области «искусственного интеллекта», рассматривающиеся как возможность информационной трактовки самого человека и его деятельности. Вследствие информационно-компьютерной революции информационные возможности современной социокультурной жизни не только возросли многократно, но стали просто несопоставимыми с «до-компьютерной эрой». Как отмечает канадский философ М.Мак-Люэн «в современную электронную эпоху мы видим себя существующими таким образом, что нам приходится переводить все больше и больше всего, связанного с нашим существованием в форму информации, движущейся к технологическому расширению сознания» [4, 64]. При этом, по словам немецкого философа Ю.Хабермаса, «информация расширяет могущество человека в техническом управлении миром» [10, 313].

В процессе информационной революции, активизировавшейся в 70-х – 80-х гг. XX века (в связи с компьютеризацией, появлением разветвленных информационных систем и т.д.), в ареале западной модернизированной культуры произошел переход к новой – постиндустриальной эпохе, к новому типу социокультурной реальности, который американский социолог Д.Белл назвал «постиндустриальным обществом», а японский социолог И.Масуда – «информационным обществом»; само понятие «информационного общества» Масуды указывает на основной стратегический ресурс современного и грядущего общества – информацию. При этом идущую на смену развитому индустриальному обществу, новую постиндустриальную социокультурную реальность отличает: 1) комплексная автоматизация и информатизация производства и управления (связанная с развитием ЭВМ, микропроцессоров, информатики, робототехники); 2) рост производительности труда, решение на базе высокотехнологического арсенала наукоемкой экономики проблемы массового производства товаров широкого потребления, переход от товаропроизводящей – к сервисной экономике; 3) децентрализация и деконцентрация в производстве, сочетающиеся с сегментацией и разнообразием рынка товаров и услуг (что предоставляет возможность быстрого реагирования на изменение рыночной ситуации); 4) становление «общества изобилия» с преобладанием в нем третичного сектора экономической деятельности – сервисной сферы обслуживания; 5) рост значения информации и постепенное утверждение нового информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой обслуживания (возникает целая инфраструктура по переработке, хранению и передаче информации); 6) рост значения интеллектуальной деятельности, направленной на переработку информации; 7) широкое/массовое использование электроники и компьютерных технологий, их проникновение практически во все сферы социокультурной жизни; 8) бурное развитие технических средств массовой коммуникации (масс-медиа); 9) рост значения образования, знания и социальной роли университетов как «индустрии знаний», центров развития науки, социального планирования и инноватики; 10) рост социального влияния ученых, специалистов, высококвалифицированных менеджеров, и структурирование общества по профессиональному признаку (возникновение нового лидерства, основанного на интеллектуальных талантах, специальной подготовке, научных знаниях); 11) дальнейшая демократизация социокультурной жизни на основе либеральных ценностей и широкого доступа к информации; 12) превращение прогрессирующих новейших (компьютерных) технологий в главный инструмент принятия управленческих решений; 13) всемерная поддержка обществом НТП, его апология в сфере общественного мнения, и соответствующая этому – сциентистская парадигма культуры.

В социально-экономическом плане постиндустриализм обнаруживает тенденцию перехода от доминирования сферы обслуживания (ранняя стадия, связанная с комплексной автоматизацией производства и управления) к преобладанию информационно-перерабатывающей деятельности (зрелая или развитая стадия, связанная с тотальной компьютеризацией производства и управления, с информатизацией общественного производства и общественной жизни, со становлением глобального киберпространства компьютерных сетей, пользователями которых являются сегодня уже более миллиарда человек).

Учитывая всеохватывающий, всепроникающий характер влияния современного этапа НТП на социокультурную жизнь в целом (особенно – в плане ее информатизации), радикальные изменения в ней происходящие, можно говорить о становлении нового варианта модернизированной культуры – культуры постиндустриального типа; во всяком случае, такое наименование вполне адекватно по отношению к особенностям и тенденциям развития современной культуры в условиях НТП. А принимая во внимание возможности и перспективы развития современной культуры (в условиях информатизации социокультурной жизни) следует говорить о культуре информационного типа.

Культуру информационного типа надо понимать как информационно-коммуникативную сторону жизнедеятельности современного общества, его функций, которая выступает базовым механизмом и определяющим фактором присущих обществу социальных связей, отношений и взаимодействий. Культура информационного типа является сердцевиной информационного общества как инициируемого современными компьютерно-информационными технологиями социального пространства интерсубъективных коммуникаций. В широком смысле она представляет собой воплощающуюся в социокультурных процессах совокупность всех видов информационно-коммуникативной деятельности; при этом она опирается на массовое привлечение человека к наиболее эффективным и совершенным средствам информации, коммуникации, к новым информационным технологиям, что становится непременным условием социализации личности как субъекта культуры и социальной жизни. В предельном своем выражении культура данного типа осуществляет репрезентацию человеку действительности как информационного процесса. Ее типичным продуктом является интернет – глобализирующаяся международная компьютерная сеть электронной связи-коммуникации, которая объединяет и инкорпорирует в себя региональные, национальные, локальные и др. сети, обеспечивая постоянное увеличение и улучшение обмена информацией.

В узком смысле культура информационного типа являет собой систему информационного воспитания и образования как способ эффективного усвоения присущего обществу культурного наследия и достижений с целью оптимальной социализации или инкультурации человека как личности и его специальной или профессиональной подготовки. Основой информационной культуры личности (как пролонгации данной культуры на индивидуально-личностном уровне человеческого бытия) являются знания об информационной среде в ее социокультурном содержании, о ее возможностях, принципах и закономерностях ее функционирования, перспективах развития, а главное – умение ориентироваться в «расширяющемся мире» современной информации.   

В материально-технологической модальности культура информационного типа удостоверяет информационную инфраструктуру современного общества, с технико-технологическим арсеналом ее коммуникативных средств (технико-технологических средств массовой коммуникации). В содержательном плане она представляет собой актуальную или значимую, обладающую определенной ценностью, информацию, которая выступает предметом и содержанием социокультурной коммуникации. При этом основной содержательной единицей социокультурной коммуникации является сообщение – моно-аспектная информация о чем-либо или текст – комплексная информация о многих или нескольких существенных аспектах чего-либо. С семантической точки зрения (от греч. semantikos – означающий) любой культурный артефакт как объект или процесс искусственного происхождения обладает значением или спектром значений и соответственно – символическими свойствами, и в силу этого выступает в качестве культурного текста (несущего информацию о себе и своем социокультурном контексте). Потому вся культура как системная совокупность артефактов, образующих предметный мир человеческого бытия, и каждый ее артефакт в отдельности, выступает средством социокультурной коммуникации. По словам М.Мак-Люэна «культурная среда сама представляет собой информационное послание» [5, 26]. Вместе с тем культура (информационного типа) как особое, корреспондентное творческому и человекотворческому содержанию самого этого понятия качество транслируемой информации и информационной репрезентации всей доступной человеку действительности, выступает также и целью социокультурной коммуникации, через которую она обретает свое адекватное – конструктивное, творчески-предметное выражение.          

Инспирируемая культурой информационного типа социокультурная коммуникация обретает признаки явления системного порядка с определенной иерархией средств информационного коммуницирования: культурная форма артефактов, выражающая их значения; сообщение; текст; специализированная культурно-семантическая информационная подсистема (сфера опыта, отрасль знаний или деятельности в ее информационном аспекте); локальная культурно-семантическая информационная подсистема (этническая культура, национальный язык); международная или глобальная культурно-семантическая система (интернациональный специализированный язык обмена информацией). Причем эта социокультурная коммуникация в условиях информационного общества выступает не только средством социокультурного взаимодействия, но и самой его действительностью, имеющей процессуальный характер.  

В содержательном плане инспирируемая культурой информационного типа социокультурная коммуникация может быть дифференцирована на следующие четыре основных информационных направления:
- ориентационное (помогающее человеку как пользователю информации ориентироваться в мире информации, в структуре социокультурного топоса, социализирующее индивида в сообществе его жизнедействия, формирующее его ценностно-мировоззренческие ориентации, критерии оценочных суждений); 
- мотивационное (воздействующее на мотивационные основания и начала социально-культурной активности людей, актуализирующее знания человека об окружающей действительности и их современную интерпретацию, знания о технологиях и нормах деятельности, стремление к получению новых знаний для удовлетворения его притязаний и для социокультурной субъектности);    
- инновационное (приобщающее человека как пользователя информации к новым знаниям о явлениях природной и социокультурной действительности, о технологиях осуществления какой-либо деятельности, актов поведения и взаимодействия, о языках и средствах социокультурной коммуникации, обучающая его социокультурному опыту сообщества или человечества и т.д.; сам инновационный характер культуры информационного типа требует постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности и реформатирования имеющихся, – в этой связи особенно важна идея постоянного образования, обучения в течение всей жизни);
- коррекционное (производящее необходимую коррекцию, корригирующее, уточняющее и обновляющее отдельные параметры обозначенных выше видов ориентиров, мотивационных детерминант, инновационных знаний и тем самым осуществляющее их адаптацию к конкретным целям и условиям применения).  

Причем подлинно культурную специфику (если понимать культуру в традиционном, а точнее – все-временном смысле) данная информационная  социокультурная коммуникация приобретает постольку, поскольку регулирует ценностно-мировоззренческие представления людей об уровне и критериях социально-нравственной приемлемости тех или иных способов осуществления любого вида деятельности, оценок и смысложизненных позиций, чем и определяется функциональная нагрузка этих знаний и представлений в обеспечении социально-коммуникативного взаимодействия людей в обществе. Так само понятие «информация» (лат. informatio – разъяснение, изложение, осведомление) как термин обыденного языка, относящийся к познавательной и собственно коммуникативной сферам человеческой жизнедеятельности, обозначает совокупность актуальных сведений о каких-либо событиях, фактах. Однако если говорить об информации в культурном смысле, то на первый план выходит ее содержание, и эта – содержательная сторона здесь наиболее важна.

Трансляционные возможности культуры информационного типа, которые определяются ее материально-технологической модальностью, номинируются массовой коммуникацией. Массовая коммуникация может быть определена как культурная инфо-сфера, состоящая из открытых, упорядоченных процессов трансляции культурно - и социально-значимой информации, которая целенаправленным образом продуцируется и регулируется посредством СМИ; при этом массовая коммуникация отождествляется со СМИ, с масс-медиа.

Благодаря развитию средств массовой информации на основе научно-технических достижений (цифровые технологии, волоконная оптика, спутниковая связь, интернет, наконец) социокультурная коммуникация приобрела поистине глобальный масштаб своего распространения и влияния. Ныне посредством технических средств массовой коммуникации, т.е. СМИ, огромные массивы информации могут быть переданы практически в любую точку земного шара, что революционным образом воздействует на все стороны жизнедеятельности общества. Современное развитое общество потому и именуют информационным, поскольку информация как массово тиражируемый коммуникативный процесс обеспечивает в нем связь всех уровней его жизни, и составляют основу функционирования всех его систем, подсистем и элементов. 

Новые технологии сделали присущие культуре информационного типа (и выступающие ее, своего рода, квинтэссенцией) СМИ настолько влиятельными и всеохватывающими, что они начинают оказывать определяющее влияние на современную социокультурную жизнь, формировать облик социокультурной среды человеческого жизнедействия. Глобально-всеохватывающее влияние трансляционных возможностей СМИ воссоздает современный мир в образе «глобальной деревни» (понятие М.Мак-Люэна), где меняются масштабы событийности, стираются пространственно-временные границы, возникает состояние всеобщей включенности, и меняются масштабы человеческого интереса, деятельности и влияния. Как отмечает американский культуролог К.Додд «международное использование «масс-медиа» открывают просто захватывающие новые перспективы глобальной деревни. Телевизионные, спутниковые тарелки, видео, компьютерное использование сбора и распространения новостей, факсы, волоконно-оптические кабельные системы и другие технологии повсеместно открывают новые границы» [3, 271]. По его словам «масс-медиа» становятся доминирующей характеристикой культуры, определяющей поведение и межличностные отношения людей» [3, 266].

Современные информационно-коммуникативные системы становится основоположным, базисным средством и способом накопления, сохранения, возобновления и передачи/трансляции коллективного социокультурного опыта и знания – главного человеческого фактора в развитии культуры и общества.           

Можно говорить о взаимосвязанной с развитием современной культуры информационного типа «информационной глобализации», развертывающий коммуникативный, по своей сути, процесс формирования нового типа социокультурной реальности, причем в глобальном масштабе. Этот глобальный социокультурный процесс идет одновременно в трех основных направлениях:
1) становление информационного общества в наиболее развитых странах мира, характеризующегося всесторонней информатизацией своих структур;
2) образование глобального, охватывающего весь цивилизованный мир социокультурного порядка (так называемой «глобальной деревни»);
3) актуализация в масштабах глобализирующейся инфо-сферы феномена глобального сознания, к которому можно применить термин «ноосфера».

Этот, радикально меняющий сам образ культурной жизни и деятельности человека (причем на всех ее уровнях), процесс знаменует собой начало (хронологически – на стыке ΙΙ и ΙΙΙ тысячелетий) принципиально нового «мегацикла» культурно-исторического развития человечества. Во всяком случае, исторической эпохе само-замкнутого, изолированного, информационно «закрытого» существования культур/культурно-исторических типов, народов и стран пришел конец. Наступает новая – информационная эпоха сотрудничества и объединения во всемирном масштабе, эпоха глобального полилога культур.

В сущности, лишь в современную эпоху информационной глобализации человечество в истории обретает единство не только сугубо антропологическое – как биологический вид, но и социальное – объединяясь в целостную всемирную социальную систему или «мир-систему» (термин И.Валлерстайна), с присущими ей международными институтами, и культурное – поскольку во взаимообмене достижениями различных культур, их многомерном глобальном полилоге образуются основы мировой общечеловеческой мета-культуры; так, в новую «информационную эру» взаимодействие культур в рамках глобального информационного пространства становится непременным условием развития каждой из них. При этом глобальный социокультурный коммуникативный процесс создает основу для согласования и унификации различных культурных форм, в которых проявляются в разных культурах общечеловеческие ценности.

С развитием глобальных компьютерных сетей (типа редком или интернет – с многомиллионной аудиторией в развитых странах с различными порталами, сайтами, анонсами и объявлениями, электронной почтой, журналами, конференциями, дискуссиями и т.п. внутри сети интернет) и другой техники, способной аккумулировать и транслировать огромные объемы информации, доступ к ней демонстрирует возможности ее использования. Примером того, как формируется и действует глобальная информационная структура, могут быть: система взаимосвязей в рамках ЮНЕСКО, глобальные СМИ типа Евровидения или Национальная Информационная Инфраструктура США.

Новая культура информационного типа предполагает, что ведущей творческой формой человеческой деятельности становится именно ментальная активность, связанная с инициированием, производством и использованием информации как главного фактора и движущей силы социокультурного развития. При этом источник информации, принимая во внимание творческий потенциал человеческого воображения, ментальный потенциал человеческого сознания и мышления в целом – неисчерпаем. Это значит, что культура данного типа с ее технико-технологическим арсеналом способна оптимальным образом реализовывать творческое призвание человека как культурогенного субъекта, что и требует значительных перемен в современном воспитании и образовании. 

И что крайне важно, требуется концептуальное философское осмысление феномена культуры информационного типа, удостоверение его в виде понятия, определение его содержания, специфики, а также уяснение тенденций и перспектив данного феномена, его технико-технологических, социальных, культутрогенных и, что самое главное – человекотворческих возможностей.

Во всяком случае, осмысление феномена культуры информационного типа выявляет то, что человеческая культура как таковая представляет собой особый тип информационного процесса, которого природа не знает. Благодаря культуре у человека имеется особая над-биологическая форма хранения, воспроизводства, передачи и использования информации в целенаправленной творчески-преобразующей действительность деятельности. И в культуре информация кодируется не в генах, а в знаковых системах (языках), которые в своем современном технико-техническом оснащении способны осваивать огромные, постоянно растущие объемы информации. И от того каким образом человечество сможет воспользоваться этим накапливаемым посредством культуры своим информационным достоянием и будет зависеть его судьба.

Література:
1.    Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования: Пер. с англ./ Д.Белл. – М.: Академия, 2004. – 783 с.
2.    Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXІ века: Пер. с англ./ И.Валлерстайн. – М.: Логос, 2003. – 368 с.
3.    Dodd C.H. Dynamics of Intercultural Communication/ C.H.Dodd. – Madison etc.: Brown & Benchmark, 1995. – 333 p.
4.    McLuhan M. Understanding Media: the extensions of man/ M.McLuhan. – New York: The New American Library, Inc., 1964. – 318 p.
5.    McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the massage/ M.McLuhan. – New York: Bantam Books, 1967. – 160 p.
6.    Сухина И.Г. Аксиология культуры: философско-антропологические основания: монография/ И.Г.Сухина. – Донецк: Донбасс, 2011. – 560 с.
7.    Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века: Пер. с англ./ Э.Тоффлер. – М.: АСТ, 2002. – 669 с.
8.    Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ./ Э.Тоффлер. – М.: АСТ, 1999. – 784 с.
9.    Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие/ А.Я.Флиер. – М.: Академический Проект, 2000. – 496 с.
10.    Habermas J. Knowledge and human interests/ J.Habermas. – Boston: Beacon Press, 1972. – 356 p.
11.    Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография/ А.Н.Чумаков. – М.: Проспект, 2005. – 428 с.

Про автора: Сухіна Ігор – кандидат філософських наук, докторант кафедри культурології Таврійського національного університету ім. В. І. Вернадського{jcomments on}