Неотъемлемым компонентом развития нашего знания, является процесс создания обобщений. В сущности обобщения и обеспечивают это развитие, ведь вместо того, что бы говорить о моторном безрельсовом дорожном транспортном средстве минимум с 3 колёсами, мы с легкостью оперируем термином «автомобиль» подразумевая под ним  довольно внушительное количество вариаций. 

Постоянное углубление в понимание реальности требует все более сложных обобщений. Сложных не по форме своего выражения, а по объему включенных в них явлений. Причем более простая форма предпочтительнее усложненной (при остальных равных). Например, если перевести это рассуждение в плоскость теорий, то наиболее наглядным будет пример Гелиоцентрической системы Коперника, которая в дни своего создания объясняла и предсказывала движения небесных тел ничуть ни хуже, но и не лучше системы Геоцентрической. При этом она требовала гораздо меньших вычислений и дополнительных объяснений, поэтому была лучшей теорией и лучшим обобщенным пониманием принципа движения небесных тел.

Наиболее сложным обобщением из всех возможных, является «теория всего». Теория, включающая в себя все открытые до сегодняшнего дня фундаментальные явления как окружающей нас, так и нашей внутренней реальности. Такая теория не описывает каждый известный или предполагаемый факт, но объясняет принципы, по которым он возможен, или причины его реального существования. По сути, «теория всего» – это многомерная матрица наших знаний в которой отдельные факты находятся на пересечении определённого количества «принципов».   

Характерной особенностью такого рода упорядоченного знания, является возможность объяснения природы любого явления, даже при недостатке реальных знаний об этом явлении. Этот принцип, вследствие накопления противоречий, возникающих через несоответствие факта объяснению, неминуемо приводит к разрушению первоначальной матрицы и созданию новой, усовершенствованной и включающей в себя новый недостающий принцип.

Философия, принимая различные формы, такие как конкретизированные наставления учителей-философов и общие объяснения принципов человеческих взаимоотношений, так или иначе, основывается на определённом понимании мира. На предположении о позиции человека, его души, или же его Идеи в системе координат реальности. То есть, по сути,  философия – есть обобщённое понимание реальности. Реальности, в которой существует индивид, в которой он взаимодействует с социумом и окружающей средой.  Философия посредством создания «матрицы понимания» восполняет пробелы в знаниях человека и задает характер интерпретаций всех встречающихся ему фактов реальности.

Философия – не исключительное свойство людей мыслителей. В той или иной степени она присуща каждому социализированному индивиду. А степень ее выраженности определяется лишь объемом знаний, которыми оперирует личность. 

Про автора: Андрій Малюський – студент 2 курсу, спеціальності «Психологія» Національного університету «Острозька академія»